Вернуться к обычному виду

«Работа социально-педагогической службы в МОО ММР по профилактике жестокого обращения с детьми и предотвращения насилия в семьях»

03.04.2015

«Работа социально-педагогической службы в МОО ММР по профилактике жестокого обращения с детьми и предотвращения насилия в семьях»

На основании плана работы Управления образования администрации Мильковского муниципального района на 2015 год 30 марта на базе ММТЦ (МКОУ МСОШ № 1) проведён семинар для социальных педагогов и классных руководителей муниципальных образовательных организаций Мильковского муниципального района по теме «Работа социально-педагогической службы в МОО ММР по профилактике жестокого обращения с детьми и предотвращения насилия в семьях.

Согласно утверждённому плану проведения семинара были рассмотрены следующие вопросы:

1. «О результатах мониторинга, проводимого среди учащихся 7 – 8 классов в МОО ММР по вопросам жестокого обращения и насилия в семьях. Выводы. Предложения по работе МОО ММР в данном направлении».

Свидрива Э. В., старший методист ИМК УО АММР

2. «Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье».

Брянцева Е. И., педагог-психолог МКОУ МСОШ № 2

3. «Эмоциональное выгорание» педагогов как способ самоутверждения на зависимых детях».

Байшева Н. Г., педагог-психолог МКОУ МСОШ № 1

Свидрива Элеонора Вячеславовна, подчёркивая актуальность изучения вопроса о профилактической работе по предотвращению жестокого обращения с детьми и насилия в семьях, отметила следующее:

1. Обучающиеся МОО ММР не исключают возможность стать жертвой какого-либо насилия в отношении них (20 % - 32 чел.).

2. Жестокое отношение к детям имеет место в семьях опрошенных учащихся (8 % - 13 чел.). Участники опроса отмечают по отношению к себе со стороны взрослых физическое (7 % - 11 чел.), моральное и психологическое (7 % - 11 чел.) виды насилия.

3. Основными факторами риска жестокого обращения и насилия в семье учащиеся считают: злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками (72 % – 113 чел.) и плохие отношения между родителями и другими родственниками (48 % - 75 чел.).

4. Отмечается достаточная осведомлённость обучающихся об адресах помощи в случае насилия: полиция (78 % - 123 чел.), службы и телефон доверия (74 % - 116 чел.) и др. А также большинство опрошенных (81 % - 127 чел.) отмечают наличие в МОО ММР уголков безопасности, в которых указана необходимая информация о работе соответствующих служб и ведомств.

5. О недостатке профилактической работы, проводимой в МОО ММР по вопросу предотвращения жестокого обращения и насилия в семьях, свидетельствует низкий процент выбранных детьми вариантов ответов: правовая просвещённость (20 % - 31 чел.); индивидуальные профилактические беседы, выявляющие причины отклонений в поведении (37 % - 58 чел.) и др. А также перечисление участниками опроса общепринятых мероприятий, проводимых в МОО ММР по различным видам учебно-воспитательной работы, не конкретизирующих изучаемую проблематику.

6. Изучение планов учебно-воспитательной работы МОО ММР показало отсутствие психолого-педагогических программ, позволяющих создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми, для соблюдения прав детей в семье и образовательной организации.

Педагоги-психологи: Брянцева Екатерина Иннокентьевна и Байшева Надежда Геннадьевна в своих выступлениях раскрыли основные аспекты одной их доминирующих проблем современного общества – проблему предотвращения жестокого обращения с детьми, которая существует во всех сферах объективной реальности и оказывает непосредственное влияние на культуру общества. Специалисты отметили, что реализация главной задачи – предотвращения возникновения жестокого обращения в семье, возможна в условиях взаимодействия двух главных институтов формирования и развития личности – школы и семьи. В семье формируются базовые ценностные установки в личности ребенка, которые в дальнейшем послужат ребенку ориентиром для адаптации его в социуме, индивидуальной оценкой окружающей действительности. В условиях школы происходит совершенствование и развитие личности. Конфликты и жесткое обращение с детьми является не только разрушающим фактором, но и препятствием для становления личности.

В связи с этим, существующие проблемы современной семьи в условиях изменений, происходящих во всех сферах общества, отказ от традиционных ориентиров в воспитании подрастающего поколения обосновывают вовлечение педагогов в практику семейного воспитания и в предотвращении жестокого отношения к детям, требуют от педагогов-практиков не только помощи в усвоении учебного материала, но и в разрешении конфликтной ситуации ребенка.

Таким образом, разрешение конфликтов и предотвращение жестокого обращения с детьми является актуальной педагогической проблемой.

Также было отмечено, чтожестокое обращение с детьми принимает разные формы и на этом этапе работы важно обратить внимание на синдром эмоционального выгорания педагогов, следствием которого может стать самоутверждение на зависимых детях.

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Казалось бы, к тому времени, когда накоплен достаточный педагогический опыт, собственные дети подросли, и уход за ними требует меньше времени, чем раньше, можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере. Но нередко наблюдается противоположное явление. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость… Нарушаются привычные субъект - субъектные отношения, педагог перестает воспринимать своих учеников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них только худшего Ситуация усугубляется авторитетом учителя и не сформированностью стратегии противостоять жестокому обращению, которое уже стало, к сожалению, привычным для данного ученика.

Педагогами-психологами даны рекомендации о том, как жить полной жизнью и «не сгореть» на работе. А также с педагогами проведены различные тренинги, которые способствуют снижению эмоционального напряжения.


Возврат к списку

Дата изменения: 06.02.2024 05:34