Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений
Порядок обжалования муниципальных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления и их должностных лиц. 1) Право обжаловать решения и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закреплено в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. Порядок такого обжалования закреплен в Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Гражданском процессуальном кодексе РФ (главы 24, 25) и Арбитражном процессуальном кодексе РФ (главы 23,24). Предметом обжалования в суде могут быть правовые акты как индивидуального, так и нормативного характера, нарушающие права и свободы гражданина. К действиям (решениям) органов местного самоуправления и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы непосредственно в суд. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: - 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав; Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица решение, действие (бездействие) которых обжалуются. Жалоба гражданина на действия (решения) органов местного самоуправления, их должностных лиц рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых обжалуются. На органы местного самоуправления, действия (решения) должностных лиц которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность органа местного самоуправления или должностного лица за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда направляется соответствующему органу или должностному лицу, а также гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Убытки, а также моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в порядке искового производства. Порядок обжалования нормативных правовых актов (признание их недействующими полностью или в части),решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих регламентирован главами 24, 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. 2) Некоторые действия и решения органов и должностных лиц местного самоуправления обжалуются в порядке не гражданского, а арбитражного разбирательства. В частности, в соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; 2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления и их должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности регламентирован главами 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса. Вместе с тем в соответствии с Законом РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" возможно обжалование в суд решений о результатах местного референдума (ст. 77). Дата изменения: 13.02.2010 00:24 |